|    |  |   | Коломна
  |   |  
  |    Коломна – город, который мог бы стать столицей России. За обилие памятников Коломну называют Подмосковным Суздалем.Коломна историческаяКремль. Архитектурный комплекс коломенского кремля –  важнейший историко-культурный памятник Коломны, сложившийся в XIV – XIX веках.  Коломенский кремль опоясан фрагментами крепостной стены и сохранившимися  башнями. В настоящее время сохранилось 7 башен кремля, из которых наиболее  значительные Маринкина, Грановитая и проездная Пятницкая. На территории кремля  находится Соборная площадь, архитектурный облик которой составляют Успенский  кафедральный собор, выстроенный по указу Дмитрия Донского в ознаменование побед  русских войск над татаро-монголами на реке Воже и на Куликовом поле; шатровая  колокольня (XVII в.) – самая мощная звонница такого типа в Подмосковье;  Тихвинский собор (XVIII – XIX вв.); Троицкий Ново-Голутвин монастырь (XVII – XIX  вв.) и школа (нач. XX в.). Среди самых древних построек коломенского кремля –  примыкающая к Соборной площади Воскресенская церковь (XIV – XIX вв.), в которой  в 1366 году венчался князь Дмитрий Донской с Евдокией Суздальской, и церковь  Николы Гостиного (1501) – один их первых кирпичных храмов на Руси. 
Посад. Коломенский Посад примыкает к территории кремля с  юго-востока и соединяется с ним Пятницкими воротами. Эту историческую часть  города составили главным образом культовые и гражданские постройки XVII – XIX  веков – периода расцвета Коломны как торгово-купеческого города. 
  Своеобразным символом посадской Коломны стала пятиярусная  колокольня церкви апостола Иоанна Богослова (XIX в.), окруженная вместе с  храмом торговыми рядами и возвышающаяся над всей старой частью города. Среди  памятников коломенского Посада особенно выделяются Воскресенская церковь,  называемая "Николой-на-Посаде" (XVIII в.); Богоявленская церковь,  выстроенная в XVII веке в бывшей Гончарной слободе, жители которой возводили  стены коломенского кремля; Покровская церковь (1813) – памятник победы в  Отечественной войне 1812 года; храм Никиты Мученика и так называемый "Дом  воеводы" – образцы московского посадского зодчества XVII века. Коломенский  Посад связан с именами многих коломенских литераторов (подробнее – см.  программу "Коломна литературная"), меценатов и благотворителей, чьи  дома и усадьбы сохранились здесь до нашего времени. 
  Особый интерес представляет улица Арбатская – коломенский  Арбат. Часть построек на этой улице также украшена памятными досками,  повествующими о значимых именах и событиях в истории Коломны. 
Коломенские тайны и  предания
История Коломны причудливым образом соткана из фактов и  мистификаций, преданий и легенд, загадок и тайн. Многие писатели и историки  отмечали, что Коломна окутана каким-то мистическим ореолом…Уже одно название  города до сих пор не объяснено историками и лингвистами, хотя версий становится  все больше. Тайной окутано многое, о чем говорят или не договаривают летописи:  о странном обрушении главного собора Коломны, о появлении в городе иконы  Донской Божией матери, о чуде с иконой Николая Зарайского, о пребывании в  Коломне Ивана Грозного, о таинственном заморском купце Адаме Олеарии, о тайном  подземном ходе… В Смутное время (начало XVII века) Коломна становится «царским  уделом» одной из самых загадочным женщин в истории – польской красавицы и  авантюристки Марины Мнишек жены сначала Лжедмитрия I, потом Лжедмитрия II, а  вскоре – и разбойника Ивана Заруцкого. Ее «царствование» до сих пор не дает  покоя историкам и писателям, авантюристами кладоискателям.Загадочны и стены  коломенских православных монастырей, обнесенные оградами с языческой  символикой, и и дворец епископа, украшенный элементами католической  архитектуры…Эта программа если и не раскроет перед Вами все коломенские тайны,  но даст Вам почувствовать их притягательный мистический аромат… 
Коломна – духовная  столица Подмосковья
В 1301 году князь Даниил Московский присоединил Коломну к  своему тогда еще крохотному княжеству, и с этого момента началось укрепление и  возрастание Московского государства, где Коломна играла не меньшую роль, чем  Москва. В середине XIV века в Коломне стояли два дворца – великого князя и  епископа Коломенского, а Успенский кафедральный собор, выстроенный в 1378 –  1380 годы, стал и остается поныне главным храмом Московской области.  Коломенская епархия была первой в Московском государстве, она располагала  огромной территорией и несметными богатствами. И только в конце XVIII века  титул коломенского епископа был упразднен. Сохранившиеся доныне в Коломне  памятники архитектуры свидетельствуют о возвышении Коломны как церковной  столицы Московского государства и о последующем поражении духовной власти в  неравной борьбе с «просвещенной монархией». В настоящее время кафедра (т.е.  резиденция) московского епископа вновь перенесена в Коломну, отреставрирована  домовая церковь и покои епископа, Успенскому собору возвращено былое  великолепие. В городе около 20 действующих храмов и 4 монастыря. Коломне вновь  возвращен ее исторический духовный статус. 
Коломна литературная
История Коломны связана с именами многих русских писателей и  поэтов. Одни из них родились в этом городе, другие находили здесь образы для  своих произведений; иных Коломна привлекала своим особым обаянием. 
  Коломна - родина И. Лажечникова (1790 - 1869) - автора  романов "Ледяной дом", "Басурман", "Последний  Новик". Его усадьба (прилегающая к площади Двух революций) сейчас  реставрируется, и вскоре в ней разместится музей писателя. 
  С Коломной связаны жизнь и творчество митрополита Филарета  (Дроздова) - яркого проповедника и поэта ХIХ в.; Б. Пильняка (1894 - 1938) -  одного из представителей русской модернистской литературы ХХ века. Дом писателя  находится на коломенском Посаде. Здесь же, на Посаде, родился и жил Н.  Гиляров-Платонов (1824 - 1887) - известный богослов и писатель, автор  замечательной книги "Из пережитого". Неподалеку от города находится  усадьба писателя-просветителя ХVIII в. Н. Новикова. 
  В разное время в Коломне бывали Н. Карамзин, Н. Гоголь, А.  Островский, Д. Григорович, В. Вересаев, И. Соколов-Микитов, В. Ерофеев… Прямо  на Соборную площадь с западной стороны выходит так называемый "Дом  Куприна". Писатель неоднократно бывал здесь в гостях у своей сестры  Зинаиды Нат. 
  Летом 1936 года, а затем и в 50-е годы, под Коломной, на  окраине старинного села Черкизова, в усадьбе Шервинских, гостила А. Ахматова, и  в разное время бывали В. Брюсов, М. Цветаева, М. Лозинский...Коломна воспета во  многих произведениях русской литературы. Ее образ порой весьма реалистичен, а  порой окутан загадками, мистификациями, тайнами… 
Коломна – город  мастеров
Культурная жизнь Коломны разнообразна и насыщенна, и  наиболее ярко она проявлена в сфере художественного творчества. В Коломне  работает Объединение Союза художников России, насчитывающее более 40 мастеров  живописи и графики, Школа народных ремесел, иконописные мастерские,  художественные кузницы. Коломна – излюбленное место для проведения пленэров  учащихся ведущих художественных вузов России. В последнее время в Коломне  активно развивается выставочная деятельность. Здесь открыты три выставочных  зала, Галерея современного искусства, экспонируются произведения из фондов  коломенских музеев. 
  Творчество местных художников представлено в Культурном  центре "Дом Озерова", Зале-музее на Посаде, выставочном зале  Культурного центра "Лига". Привозные выставки известных современных  мастеров живописи, графики и фотографии экспонируются в Галерее современного  искусства "Лига" - крупнейшей арт-галерее Подмосковья. Здесь же  находится и художественный салон. 
  Исторически коломенский Посад складывался из слобод –  ремесленных районов (Гончарная слобода, Кузнечная слобода…). И сегодня многие  традиции русских ремесел вновь возрождаются в Коломне. Коломенский Кремль и  Соборный комплексПостоянные набеги татар во второй половине XV - начале XVI  вв. подтолкнули Василия III к решению сделать Коломну неприступной крепостью на  пути южных захватчиков. Специальным указом великий московский князь  распорядился "делать в Коломне град каменный".  Читать дальше… |