  | 
          
              
  
			
			
			 
			
			
			
			
 
  | 
          
 Экскурсия в Клин
Город Клин на  реке Сестре, возникший на месте славянского поселения как укрепленный пункт  Владимиро-Суздальской Руси, известен с 1234 года.  
С Клином и его окрестностями связаны имена выдающихся  ученых, писателей, художников, музыкантов – здесь бывали А.Н. Радищев. Л.Н.  Толстой, А.А. Блок, В.Г. Перов, И.Е. Репин, М.А. Балакирев, С.И. Танеев. 7  августа 1887 года отсюда отправился в полет на воздушном шаре для наблюдения  солнечного затмения Д.И. Менделеев, агрономом Клинского уезда служил М.М.  Пришвин, в 1938-1941 гг. здесь жил А.П. Гайдар.  |    |   |   |    |   |   |    |   |   |   Посещение Дома-музея П.И.Чайковского, где сосредоточены богатейшие фонды с бесценными реликвиями, связанными со всеми сторонами жизни великого композитора.Музей П.И.ЧайковскогоВ восьмидесяти пяти километрах к северу-западу от Москвы, в  окрестностях Клина — усадьбах Майданово и Фроловское, а затем и в самом городе  Чайковский провел последние восемь с половиной лет жизни. В эти годы, ставшие  необычайно плодотворными для творчества композитора, им были созданы оперы  "Чародейка", "Черевички" и "Иоланта",  инструментована "Пиковая дама", написаны балеты "Спящая  красавица" и "Щелкунчик", симфонии "Манфред", Пятая и  Шестая, многие романсы, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.  
В доме на окраине старинного Клина П. И. Чайковский  поселился 5 мая 1892 года и прожил последние семнадцать месяцев своей жизни. В  этом тихом подмосковном уголке он нашел идеальные условия для творчества: здесь  он закончил корректуры партитур оперы "Иоланта" и балета  "Щелкунчик", написал 18 пьес для фортепиано, сочинение 72, вокальный  квартет "Ночь", романсы, сочинение 73 на слова Д. Ратгауза, Третий  фортепианный концерт, ставший последним произведением, над которым работал  композитор. В конце рукописи стоит дата " октября 1893 г. Клин".  
В этом же доме была написана композитором Шестая симфония,  которую считал Чайковский "наилучшей и в особенности наиискреннейшей"  из всех своих произведений. Отсюда 7 октября 1893 года он отправился в свою  последнюю концертную поездку в Петербург. В 1894 году в клинском доме был  открыт первый в России мемориальный музыкальный музей.  
Идея создания музея принадлежит брату композитора, его  первому биографу, драматургу и либреттисту Модесту Ильичу Чайковскому, который  и положил начало собранию музея. Осуществить этот замысел ему помогли племянник  Владимир Львович Давыдов и слуга П. И. Чайковского Алексей Иванович Софронов  (он передал музею все завещанное ему композитором движимое имущество).  
В результате осуществления этой идеи появился новый для того  времени тип музея -мемориальный, в котором полностью сохранена не только  бытовая обстановка последних лет жизни Чайковского, но и его богатый архив  — ценнейшее музыкальное и литературное наследие.  
  С той поры бережно хранятся в музее личные вещи П. И.  Чайковского, мебель, библиотека (некоторые книги которой хранят пометы  композитора) и, конечно, кабинетный рояль фирмы "Беккер", который  звучит и по сей день. Особую ценность в коллекции музея представляют рукописи  музыкальных произведений П. И. Чайковского, его дневники, ноты, обширная  переписка.  
За время существования музей постоянно пополнялся новыми  поступлениями и превратился в богатейшее собрание в 200000 ед. хранения. После  смерти М. И. Чайковского в музей поступили его личные архивы, а также архивы  семьи Чайковских, Давыдовых, Ассиер и их потомков.  
  Начиная с 20-х годов, в музей переданы личные документальные  собрания современников П.И.Чайковского: С.И.Танеева, А.С.Аренского,  А.А.Брандукова, Э.К.Павловской, Н.В.Салиной, У.О.Авранека и др.  
В настоящее время музей принимает на хранение фонды  исследователей творчества П. И. Чайковского, его потомков (Ю.Л.Давыдова,  К.Ю.Давыдовой, И.Ю.Соколинской, семьи М.И.Чайковского, а также бывших  сотрудников музея (Н.Т.Жегина, М.Э.Риттих, З.В.Левитон и др.) Большой интерес  представляют такие регулярно пополняющиеся коллекции музея, как:  
  -  фоноархив (записи сочинений Чайковского от начала века до  настоящего времени) 
 
  -  афишно-программная коллекция (исполнение музыки  Чайковского во всем мире от прижизненного до настоящего времени) 
 
  -  коллекция произведений изобразительного  искусства(живопись, графика, скульптура. Особенно интересен раздел  "Сценография", который включает эскизы декораций и костюмов к  произведениям Чайковского ведущих театральных художников с конца XIX века до  наших дней, театральные костюмы 
 
  -  книжные фонды (нотные издания произведений П.И.Чайковского  от прижизненных до настоящего времени, собрание отечественной и зарубежной  литературы о композиторе) 
 
  - фоно, фото, книжное и документальное собрание по русской  музыке второй половины XIX и XX веков 
 
  -  копии документов, находящихся в частных владениях, в  архивах или музеях России и за ее пределами. 
 
 
Просветительская деятельность музея не ограничена рамками  только экскурсионной, лекционной, издательской и экспозиционно-выставочной  работы. Уже много десятилетий Концертный зал Дома-музея является центром  музыкальной культуры. На его сцене выступали артисты Большого театра, Большой  симфонический оркестр Владимира Федосеева, хоровые коллективы Владимира Минина  и Валерия Полянского, "Виртуозы Москвы" с Владимиром Спиваковым,  почти все лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского разных лет —  Михаил Плетнев, Виктор Третьяков, Елена Образцова, Тамара Синявская, Наталья  Ерасова, Александр Рудин и многие другие. Событием в концертной жизни музея были  концерты Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Ирины Архиповой, Марии Биешу.  
В 1990 году, когда весь мир отмечал 150-летие со дня  рождения П.И.Чайковского, было основано Международное Общество П.И.Чайковского.  Наряду с Домом-музеем его учредителями стали Ассоциация лауреатов Международных  конкурсов имени П. И. Чайковского и Ассоцмация исследователей русской  классической музыки.  | 
            |